Золотая осень, пора между равноденствием 22 сентября и Покровом 14 октября — золотое время для лесной охоты по перу. Лес изрядно облетел, в нём красиво, светло и далеко видно, грибников уже мало, день ещё длинный, боровая дичь взматерела. Главный объект лесной охоты в этой время — рябчик, основной его корм осенью — брусника и ольховые шишки. Следовательно, выводки рябчиков искать надо на ягодниках и в лесных ольшаниках.
Непременный атрибут такой охоты, помимо ружья, — манок, он же пищик, имитирующий призывную трель рябчика. Изобразить на словах посвист рябчика я не берусь, этому несложно научиться у любого опытного охотника. Рябчик откликается и подлетает на пищик очень охотно даже при среднем умении манить. Лучшие пищики — хромированные латунные — есть в любом магазине. Никакой особой методики этой охоты нет — гуляй себе по лесу с утра до заката, посвистывай в манок да почаще прислушивайся. Если рябчик откликнулся, надо встать за дерево и повторить трель. Птица летит на манок, характерно шумя крыльями, но может и тихо идти пешком, поэтому надо не только слушать, но и внимательно смотреть понизу. Если рябчик откликается, но не подлетает, можно попробовать осторожно подойти самому и, увидя рябчика, немедленно стрелять, пока не взлетел. Стрелять рябчика влёт очень трудно. Полёт его стремителен и извилист, птица моментально ныряет за крону, так что видно его доли секунды. Сидячего рябчика стреляют накоротке, промахов практически не бывает.
Собака на такой охоте только помешает. Сказки о лайках, особо вежливо работающих по рябчику, остаются сказками. Рябчик панически боится любой собаки и при одном её виде далеко улетает или затаивается так крепко, что его невозможно ни увидеть, ни согнать. Случается, что в солнечный день по лесу разносятся звуки, похожие на редкую капель. Это глухари вылетели кормиться на осины и обламывают черешки закисших листьев. Тут надо бросить рябчиков, перезарядить ружьё крупной дробью и постараться скрасть глухарей, подходя возможно тише. Глухари обычно кормятся на старых осинах, красно-жёлтые верхушки которых хорошо заметны над лесом. Сами же птицы сидят вполдерева и очень заняты едой, так что шанс подойти на выстрел очень велик.
Успех осенней лесной охоты сильно зависит от погоды. Даже в ясный день, стоит облачку закрыть солнце, рябчик замолчал. Облачко прошло — и засвистел снова. В дождь рябчики совсем не откликаются на манок, глухари на осины не вылетают.
В дождливые дни — а их осенью не избежать — стоит пройтись вдоль опушек леса. Как раз в октябре прилётный вальдшнеп, идущий из тундры на юг, появляется в средней полосе России. Вальдшнеп летит волнами, «высыпками», задерживаясь на день-два в зарослях кустарников, по опушкам лесов, в больших садах даже вблизи городов. «Лучшие высыпки вальдшнепов под Москвой бывают в смородинных садах возле деревни Чертаново». (С.Т. Аксаков, 1852 г.). Нынче в Чертаново вальдшнепов не бывает, но в березняках вдоль МКАД иногда попадаются. Для охоты на высыпках обычно используют спаниелей или легавых, но можно вполне успешно поохотиться и без собаки, «самотопом». В мокрую погоду вальдшнеп, опасаясь капели, из кустов выходит на траву, сидит крепко и подпускает вплотную. Взлетает с хлопком, похожим на чмоканье, летит по прямой, так что есть время прицелиться и взять упреждение около полуметра. Если вальдшнепов нет сегодня, очередная «высыпка» может появиться завтра.
Подманивая рябчиков или «вытаптывая» вальдшнепов, не надо забывать, что стаи гусей и казарок, идущих на юг, летят порой совсем низко. Гусиное гоготание слышно издалека, всегда можно успеть перезарядить ружьё картечью. Из оружия для осенней охоты в лесу наиболее пригодны двустволки или магазинки среднего веса — тяжёлое ружьё обременительно для целого дня ходьбы. Идеальный, на мой взгляд, вариант — двадцатка весом до 3 кг. Действительно, широкая осыпь тяжёлых ружей 12-го калибра совершенно не требуется в лесу. С другой стороны, совсем лёгкие ружья калибров 28, 32 и .410, во-первых, весьма посредственно бьют крупной дробью; во-вторых, ширина их осыпи столь мала, что стрельба влёт вряд ли доступна рядовому охотнику. Нарезной ствол на лесной охоте по перу осенью нужен так редко, что нет смысла таскать с собой лишнюю тяжесть. На деревьях ещё порядочно листвы, так то разглядеть птицу дальше дробового выстрела — случай исключительный. Тем более, что даже при нынешнем богатом выборе оружия найти лёгкий, до трёх килограммов тройник 20-го калибра с нижним стволом 5,6-6,5 мм весьма непросто.
При ходовой охоте надо быть готовым к выстрелу в любой момент. Носить же ружьё весь день на руках — руки отсохнут. Предлагаю испытанный метод. Ружьё, снятое с предохранителя (курковое со взведёнными курками), висит на ремне горизонтально на правом плече, стволами вперёд. Ладонью правой руки придерживайте ружьё за цевьё. Локтем слегка прижимайте к себе, одновременно прикрывая спуски и курки. Лёгкое движение плеча — и ремень сброшен, ружьё в руках и готово к выстрелу.
Для стрельбы рябчика употребляют дробь № 6-7, не мельче, так как стрелять всегда приходится сквозь ветви. Эта же дробь подходит по вальдшнепу. По глухарю, учитывая неизбежно дальний выстрел, — № 00 с концентратором. На случай гусиной стаи носите при себе, как и весной, три-четыре патрона мелкой картечи.
Предлагаю выверенный практикой набор боеприпасов на день лесной охоты по перу: картечь 5,8-6,2 мм — 4 патрона; дробь № 00 — 4; дробь № 6-7 — 16. Всего 24 патрона, стандартная ёмкость патронташа. Конечно, бывает, что картечь и крупная дробь так и пролежат весь день в патронташе, но совсем обидно встретить крупную дичь и оказаться без нужных патронов. 4 пулевых патрона в нагрудном кармане куртки должны быть на любой отъезжей охоте. Звери осенью гораздо менее агрессивны, нежели весной при новорождённых, и чаще всего избегают встречи с человеком, но всё-таки поведение их далеко не всегда предсказуемо.
Патронташ удобен наплечный двухрядный закрытый. Однорядные поясные патронташи за целый день ходьбы давят на поясницу. Многие охотники носят их через плечо наподобие пулемётной ленты.
Для ношения дичи нужен лёгкий вместительный ягдташ. Подвески, они же торока (короткие ремешки с кольцами), обычная деталь охотничьих ремней и сумок, есть не что иное, как декоративная дань традиции. Носить дичь в тороках крайне неудобно, она бьёт по ногам и цепляется за кусты. Для крупной птицы, глухаря или гуся, удобен прочный ремешок метровой длины с кольцами по концам. Дичь носят на плече, взявши петлями за ноги. Ремешок этот вместе с компасом и складным ножом лежит в ягдташе. Большой охотничий нож, топор и фонарь на охоте по перу осенью совершенно не нужны. Сапоги для леса удобнее всего резиновые с короткими, чуть выше колена, тонкими подъёмными голенищами. Длинные болотные сапоги для целого дня ходьбы тяжеловаты, к тому же широкими жёсткими отворотами собирают весь лесной мусор. Если лес не очень сырой и нет глубоких ручьёв, можно ходить в кожаных или кирзовых сапогах. Промазывать гидрофобной смазкой их надо через день, при ходьбе никакая мазь не держится дольше двух суток. Из курток в осеннем лесу одинаково малозаметны зелёная штормовка, камуфляжка и коричневая кожанка.
Для сохранения добычи разрезают брюшину, выдирают все потроха до горла, набивают крапиву и вешают в холодок. Ночи уже холодные, дичь сохраняется не меньше недели. Готовят рябчиков и вальдшнепов вместе. Смесь жирного мяса вальдшнепа и сочного «ягодного» мяса рябчика даёт неповторимый вкус. Для простоты с птиц сдирают шкуру вместе с перьями, головой и ногами. Тушку режут на четыре части крест-накрест и тушат в смеси 1:1 сметаны с простоквашей или кефиром. Кстати о «кефире». Не поленитесь сорвать гроздь сладкой, хваченной морозом рябины и натолкать ягоды в бутылку с водкой. Через неделю водка станет розовой — знак, что пора тушить дичь.