Порода русско-европейская лайка сформировалась на основе представителей местных отродий лаек европейского Севера, особенно коми, архангельской и вотяцкой. Использовались крови западносибирской лайки. Главным отличительным качеством «исходного материала» были отличные рабочие качества. Но нет оснований отождествлять русско-европейскую лайку с одной из основополагающих пород. Внешность новой породы не имеет большого сходства ни с лайками коми, ни с вотяцкой, ни с архангельской. Так, зырянская (коми) лайка была более крупной (60—65 см в холке), черно-подпалого и серого окраса, растянутого формата, с более удлиненной головой и крупными ушами. Вотяцкие лайки были преимущественно серыми, отличались своеобразием, как и костромские и марийские лайки.
Порода русско-европейская лайка молодая — в 1999 г. ей исполнилось 50 лет. Сформировалась она очень быстро — буквально за 20 лет.
Основная племенная работа велась в московской секции лаек. При формировании породы решались главные задачи:
— создание заводской породы лаек,
— выработка высоких рабочих качеств новой по роды,
— образование черно-белого окраса,
— создание высокого экстерьерного уровня,
— единообразие породы.
Первые селекционеры породы: Э.И. Шерешев ский и В.Э. Кун, работавшие в питомнике ВНИИО внесли значительный вклад в формирование и пропаганду породы. Позднее к двум «отцам породы» присоединился третий — Д.В. Фуртов, руководители племенного сектора лаек с 1952 по 1995 г. При непосредственном участии этих людей была образована новая отечественная порода классных собак с непревзойденными рабочими качествами.
Основоположниками породы стали чемпион Путик и его сестра Ломка. Происходили они от черно-белого кобеля Музгара и западносибирской лайки Питюх-Н.
Потомки Путика и Помки устойчиво передавали желательный тип при вязках с собаками зырянского типа. Они двали однотипное черно-белое потомство с хорошими охотничьими качествами. Линия Путика была признана одной из самых лучший племенных линий в породе. Для искоренения отдельных недостатсков среди потомков Путика была добавлена линия Бублика С.Д. Глебова.
В основе племенной работы московской секции русско-европейских лаек было пять племенных линий:
1-я линия — чемпиона Путика, 1946 г. рождения. Линия дала 10 классных потомков.
2-я линия— Дружка, 1951 г. рождения. Линия дала 35 классных потомков.
3-я линия — промысловой лайки неизвестного происхождения Шарока П.П. Борисова (просуществовала 3—4 года). На ее основании образована 4-я линия.
4-я линия — Карая П.Ф. Рогова.
5-я линия — Дымка И.Г. Леонова. Была сформирована в конце 60-х гг. и стала вскоре заводской. Она явилась результатом племенной работы с линией чемпиона Путика, но с более жестким отбором производителей. Эта линия существует в Москве и по сей день. Классных потомков 24.
Позднее сформировались: линия чемпиона Урмана (вл. В.А. Васильев) — 11 классных потомков, линия чемпиона Кучума (вл. В.Н. Щербаков) — 40 классных потомков, линия чемпиона Карая (вл. Н.Ф. Рогов) — 20 классных потомков, линия чемпиона Зейка (вл. А. Д. Карпушевский) — 40 классных потомков, линия чемпиона Чара (вл. О.И. Шевченко).
Особо выделились следующие суки-производительницы: чемпионки Гринда (вл. Е.В. Голубев), Тайга (вл. А.А. Мозговой), Юла (вл.В.Е. Кашелкин), Волна (вл. О.И. Шевченко), Лага (вл. Лапшин), Ночка (В.А. Сидоров), Шанька (вл. Яковлева), Пурга (вл. А.В. Леонов), а также Тайга (вл. Фегервари), Рысь (вл. П.П. Борисова), Ойра (вл.В.Н.Абрамова), Тжилъда (вл. Грачев), Стрелка (вл.Невский).
При формировании породы русско-европейская лайка использовался метод линейного разведения с Умеренным инбридингом на препотентных произ водителей, старались использовать вьщающихся производителей из других городов.
Русско-европейские лайки пользовались популярностью, многие охотники, в том числе городские, держали этих замечательных собак.
Порода выводилась за короткий период времени, интенсивно, поэтому проявлялись недостатки: слишком крупный рост, слабая скуластость, бедноватый шерстный покров, излишне выпуклый лоб, переразвитые надбровные дуги, беднокостность, светлые глаза, иногда появлялся неправильный прикус.
Не все эксперты на выставках могли хорошо разбираться в особенностях новой породы и часто ориентировались на самые яркие ее особенности, иногда ошибочно. Так, лайки крупного роста черно-белого окраса автоматически ставились на первые места в ринге, невзирая на недостатки. Позднее чемпионы выставок автоматически включались в разведение, передавая потомкам нежелательный тип и недостатки экстерьера.
К 1975 г. генофонд русско-европейской лайки насчитывал уже около тысячи собак. Теперь настало время совершенствования породы. Так как генофонд был уже достаточно велик, к производителям стали предъявлять более строгие требования. В разведении больше не участвовали кобели с оценкой за экстерьер «хорошо» и полевыми дипломами III степени.
Благодаря этому отдельные недостатки породы удалось исправить, вырос экстерьерный уровень.
Год 1978-й стал наивысшим расцветом породы русско-европейской лайки в Москве: на учете в МООиР состояли 1300 собак, из которых 260 имели оценку «отлично».
В последующие годы популярность породы несколько упала. Основной удар по породе нанесло необоснованное закрытие охоты на белку в Подмосковье в 1980 г. на целых три года. За это время количество лаек резко сократилось. Однако открытие охоты на белку не пробудило интереса к лайке. Общее падение уровня жизни, которое произошло в 90-е гг., также привело к уменьшению поголовья лаек, в том числе русско-европейских. В этот период охотники старались заводить собак более мелкого размера — терьеров, такс. Многие не имели возможности охотиться.
В последние годы в связи с некоторым повышением уровня жизни населения и более стабильной обстановкой стал проявляться интерес к лайкам. Щенки лайки стали пользоваться неизменным спросом даже в таких нетипичных регионах распространения лайки, как южные регионы России. Хотя по популярности русско-европейские лайки уступают западносибирским.