Лайка — одна из самых загадочных пород, в которой счастливо сочетаются уникальные рабочие качества и неповторимый характер.
Удивительна ее история. Собака, без которой не могли бы выжить многие северные народы — чукчи, алеуты, маламуты, без которой не могли бы быть освоены районы Сибири. Эта ценная, уникальная порода по мере освоения северных земель исчезала, растворяясь в метизированным поголовье. И только усилия лучших заводчиков страны позволили возродить и даже усовершенствовать национальное достояние России.
Удивительна внешность этой собаки. Казалось бы, ничего особенного: уши — торчком, хвост — бубликом, но нет, все не так просто. Есть в лайке какая-то удивительная цельность, грация и красота дикого животного. Недаром лайки так похожи на своих диких собратьев — волков, лис, шакалов, пес цов. И в то же время это собаки. Дружелюбный взгляд, задорно закрученный пушистый хвост. В них — естественное благородство, природная пород ность и аристократизм, недостижимые при искусственном выведении. Они красивы по-своему. При взгляде на породную лайку никогда не возникает впечатления, что это «мужицкая» собака, как ее раньше называли. Нет, благородное, по-своему элегантное существо с большим чувством собственного достоинства. Породистая собака.
Но главное в русских лайках — их уникальные рабочие качества. Есть собаки гончие, которые со звучным лаем гонят зайца, лису, иногда даже волка. Есть легавые, красивой стойкой указывающие на птицу. Есть ретриверы, приносящие охотнику подстреленную дичь. Есть норные, выгоняющие понорившегося зверя под выстрел. Есть борзые, задача которых — догнать и словить зверя. А есть лайки. Они могут все. Они находят, выслеживают, гонят, останавливают зверя, давят, выпугивают птицу под выстрел, приносят подстреленную дичь, находят подранка. Могут и в нору полезть, если размеры позволят, и успешно! Они могут все. Но если в других породах универсальность собаки означает зачастую ее посредственность, т. е. она умеет все, но все это одинаково средне, то лайка делает все очень хорошо. А когда лайка становится специалистом по одному или группе зверей, то охотником она становится гениальным! Недаром все промысловики охотятся преимущественно с лайками. Лайки — профессионалы среди охотничьих собак.
Нестандартна лайка и на охоте. Все «нормальные» собаки — просто помощники на охоте. Лайка — ведущая. Именно она на охоте делает основную работу, причем абсолютно самостоятельно. Ищет, находит, облаивает, четко понимая, для чего это надо — она отвлекает на себя внимание зверя, давая возможность хозяину сделать прицельный выстрел. Многие охотники, охотясь на одном месте не один сезон, иногда поутру не могут дозваться своих собак. Это означает, что собаки уже ушли на охоту, видимо, решив не дожидаться, когда встанет и напьется чаю неповоротливый хозяин. И вот где-то вдалеке раздается лай — собаки «посадили» на дерево соболя. Многие лайчатники признаются: «Лайка на охоте работает на равных с охотником, и скорее она даже главная в охоте, с помощью всех своих органов чувств она находит зверя или птицу и лаем подзывавет охотника, одновременно следя, чтобы птица или зверь не ушли» (Л. Гибет, статья «Подготовка собаки к охоте»).
В то же время на себя лайка не охотится — ей неинтересно. Работает на хозяина. А в случае опасности жертвует собой ради его спасения. Во время охоты большинство лаек просто «прихватывает» медведя за шерсть, чтобы задержать и успеть увернуться от страшных когтей. Но если в опасности хозяин, хорошая лайка рвет зверя всерьез — зверя надо отвлечь, даже если придется принять удар на себя.
История сформировала удивительный характер и уникальный охотничий ум лайки —собаки умной, умеющей просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед и потому неуязвимой и совершенной на охоте.
Прав будет тот владелец лайки, который сумеет понять и оценить всю необычность ее натуры и станет относиться к ней соответственно. Например, если у других пород, чем больше времени потратишь на дрессировку и натаску, тем лучше, то у лайки — не так. Основная натаска лайки — это пустить ее работать вместе с опытной собакой, корректируя некоторые нежелательные элементы работы ученицы. Задрессировывать лайку нельзя. Неоднократно замечали, что излишне дрессированная лайка хуже работает. Основная дрессировка лайки — это воспитание ее с самого раннего детства. С щенком, как с ребенком, надо разговаривать, показывать ему, как надо себя вести, с самого раннего детства формировать его в нужном направлении, но ненавязчиво, доверяя ему.
Характер у лайки своеобразный. Она весьма самостоятельна и в какой-то мере даже самодостаточна, но вместе с тем вежлива и послушна. «Дикая», нецивилизованная лайка весьма чистоплотна. Многие совсем маленькие щенки ковыляют на нетвердых ногах к двери, чтобы облегчиться на улице.
В общем лайки доброжелательны по отношению к человеку, но могут быть отличными сторожами. «И в тайге, и в тундре лайки ведут полувольный образ жизни. Весну и лето — межсезонье — они дикой, на первый взгляд, стаей носятся вокруг поселка, мышкуют в лесу. Однако при появлении чужого человека мгновенно мобилизуются, невидимо, но звучно сопровождая чужака на подходах, чтобы к моменту вступления его на первую же улицу занять свои посты возле хозяйских домов — от забора до забора, но теперь уже молча. Все предупреждены, дальше следует безмолвное сопровождение, от которого пришлому человеку становится жутковато. Невероятно установочные собаки, лайки не тронут чужака, пока он не попытается нарушить одно из «табу»: покуситься на территорию хозяина, поднять руку на одну из собак или взять на изготовку ружье. Можно сказать, что они применяют к человеку свой искусственный отбор: будешь вести себя правильно, если не дурак — выживешь» (Л. Нарыжная, статья «Дикая лайка»).
Будучи необычайно полезной и преданной человеку, лайка никогда не бывает наглой и раболепной. Не терпит она от хозяина, как бы его ни любила, и малейшей несправедливости.
Будучи своеобразной собакой, к которой нужен особый подход, она обладает многими несомненными достоинствами. Во-первых, удивительная универсальность позволяет охотиться с лайкой максимально возможное время. Ранней весной и в конце лета — на утку, глухаря, другую боровую и болотную птицу. Осенью и зимой — на белку, куницу, колонка, соболя, енота, лося, кабана, медведя. Таким образом, охотник не пропускает драгоценное время охотничьего сезона. К тому же охота с лайкой, как правило, очень добычлива. Настолько, что некоторым охотникам даже неинтересно — слишком все кажется простым. Манера охоты лайки такова, что эта собака избегает опасного контакта со зверем и, к счастью, чаще остается неуязвимой. И охотник не теряет времени, ожидая, пока раненая собака придет в форму. К тому же большинство лаек быстро взрослеют и рано начинают охотиться, не требуя особых временных и финансовых затрат на натаску.
Содержать лайку также несложно. Собаки эти обладают удивительно экономным обменом веществ и потому требуют немного пищи по сравнению с другими породами собак. Они неприхотливы и быстро восстанавливают силы. Лайки очень выносливы, легко переносят как сильный мороз, слякоть и дождь, так и жару.
Их относительно не сложно вырастить, особенно по сравнению с другими крупными собаками.
Но отличная приспособляемость и потрясающая выносливость лайки не означают, что ее воспитание, выращивание и содержание можно пустить на самотек — и так вырастет и выживет. Возможно, так оно и будет, но в этом случае вы не получите то животное, о котором мечтали. К лайке, как и ко всякой другой собаке, нужны особый подход, нужно внимание. Вас ждут материальные затраты, потому что содержание собаки, даже неприхотливой, «малоежки», все равно требует затрат, собака — существо плотоядное, к тому же требующее ветеринарного обслуживания и прочих вложений. Но главное, лайке нужны ваши любовь и внимание, понимание и знания. А с ними придет интуитивное понимание того, в чем ваша собака нуждается сейчас больше всего. И тогда у вас вырастет самая лучшая и любимая собака — настоящая лайка.