С 4 по 14 июня в Чернобыльской зоне отчуждения завершились продолжавшиеся 11 дней международные полевые учения экспертов-инспекторов, проводившиеся Подготовительной комиссией организации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ПК ОДВЗЯИ) совместно с Национальным космическим агентством Украины.
Нашу машину остановили на въезде в зону в контрольно-пропускном пункте «Дитятки». Документы в порядке — отправляемся дальше. На улице Школьной в Чернобыле, где расположены подразделения государственного специализированного научно-производственного предприятия «Чернобыльский радиологический центр», на период учений разместился их штаб, а также места для проживания 36 участников, среди которых эксперты из 21 страны и прибывшие из Вены сотрудники Подготовительной комиссии.
Цель учений — отработка и совершенствование принятых в ПК ОДВЗЯИ методов и процедур контроля за обнаружением и идентификацией ядерных испытаний в любом уголке планеты. Об этом и о решаемых здесь прикладных задачах нам рассказал руководитель проекта Грегор Малих, сотрудник отделения методологии, инфраструктуры, операций и планирования отдела инспекций на местах ПК ОДВЗЯИ. А Кирстен Хаупт из отдела по связям с общественностью вкратце осветила историю формирования, подписания и ратификации договора, его состояние и перспективы.
— Напомню, — говорит Кирстен Хаупт, — что этот международный договор был принят Генеральной ассамблеей ООН 10 сентября 1996-го, открыт для подписания 24 сентября того же года и запрещает любые испытания ядерного оружия или иные ядерные взрывы.
С тех пор договор подписали 177 государств, из них 138 — уже ратифицировали его (в том числе Украина). Однако договор вступает в силу только тогда, когда его подпишут и ратифицируют все 44 государства, которые располагают ядерными технологиями или же имеют потенциал для овладения ими. К настоящему моменту 41 государство подписало, а 34 ратифицировали договор. Не подписала Индия, Пакистан и Северная Корея, а США, Китай, Египет, Индонезия, Израиль, Иран, Колумбия подписали, но еще не ратифицировали.
Подготовительная комиссия ОДВЗЯИ, — рассказывает Грегор Малих, — стремится создать высокоэффективный режим мониторинга и контроля за соблюдением договора. А ключевым элементом режима верификации (проверки) должна стать инспекция на местах. К ней можно будет прибегать лишь после того, как договор официально вступит в силу. Пока же подготовительная комиссия периодически проводит на территориях разных государств учения, в ходе которых тестируются те процедуры и оборудование, которые приняты ОДВЗЯИ для предстоящих инспекций на местах.
— Подобные учения, — продолжает господин Малих, — уже проводились в Казахстане (в районе Семипалатинска), в Словакии, Хорватии и других странах. Нынче же для полевых учений выбрана Украина, потому что в Чернобыльской зоне в условиях реального радиоактивного загрязнения это делать удобно. Мы тесно сотрудничаем с НКАУ, а также плодотворно работаем с госдепартаментом Чернобыльской зоны отчуждения и НПП «Чернобыльский радиоэкологический центр». Приехавшие в тот день на учения первый замгендиректора НКАУ Валерий Комаров и начальник управления специальных программ НКАУ Евгений Махонин пояснили, почему именно Национальному космическому агентству поручено такое направление работ, которое вроде бы непосредственно не относится к задачам ракетно-космической отрасли. Дело в том, что в сферу управления агентства наряду с конструкторским бюро, научно-исследовательскими институтами, промышленными предприятиями и другими структурами входит Главный центр специального контроля, расположенный в районе Малина на Житомирщине. Там высокочувствительная аппаратура, находящаяся в глубокой шахте, пробитой в толще гранитных пород, что позволяет не только фиксировать — прежде всего сейсмологическими методами — колебания земной коры в любых регионах нашей планеты, но и — по специфическим особенностям зарегистрированных колебаний — идентифицировать их причину: то ли это землетрясение, вызванное природными факторами, то ли ядерный взрыв или иной техногенный фактор. На базе этого центра неподалеку от Малина несколько лет назад была создана станция сейсмоконтроля PS-45 (буквы в обозначении образованы от английского Seismic primary (сейсмическая основная), а цифры — ее порядковый номер в охватывающей все регионы планеты международной системе глобального мониторинга).
— Мы осознаем, — говорит Валерий Комаров, — насколько для человечества и для экологии нашей планеты актуальны и важны проблемы, связанные с всеобъемлющим запретом ядерных испытаний и контролем, который должен фиксировать ядерные взрывы и прочие применения ядерных технологий. Именно поэтому Украина поддержала идею такого запрета и контроля и с помощью своих технических средств активно участвует в глобальной системе мониторинга.
Для полигона было выбрано место, расположенное к западу от Чернобыля, — пятиугольник площадью в 105 квадратных километров, который разделили на семь участков. Изо дня в день в разных местах полигона отбирались для анализов пробы грунтов, растительности, воды, воздуха и проводились измерения уровней радиоактивности. В то же время с 7 по 9 июня замеры проводились и с воздуха — аппаратурой, установленной на борту вертолета. Автор имел возможность наблюдать за работой одного из отрядов. Облаченные в белоснежные костюмы химзащиты (спецкомбинезоны, головные уборы, бахилы, перчатки и респираторы) эксперты-инспекторы с помощью буров извлекали из земли образцы грунтов, секаторами срезали пучки травы и ветки кустарника, а портативными радиометрами замеряли уровень радиоактивности в каждом конкретном месте. После завершения работ персонал проходит обязательные процедуры дезактивации (включая мытье в душе, смонтированном в одной из палаток). А в других палатках и в соседнем здании развернуты исследовательские лаборатории, где делаются всевозможные анализы.
В палаточном городке дружно и слаженно работали исследователи подразделений ПК ОДВЗЯИ Грегор Малих, Джон Андерсон и эксперты из разных стран, в том числе австриец Франц Кендлер, француз Франк Тревиди, чех Алеш Фронька, украинцы Владимир Ковалевский и Сергей Булич, финн Маркку Кеттунен, австралийцы Малколм Купер и Мартин Мак-Гэвин, немец Кристофер Штробль, Авраам Доди из Израиля, болгарка Кремена Иванова, швейцарец Кристоф Вирц, венгр Йожеф Шургаи, россиянин Андрей Смирнов, китаец Хао Фанхуа, хорват Борис Илияш, японец Юнихичи Танака, Инна Ловягина из Латвии, вьетнамец Бак Вуонг Тху, поляк Адам Вильчински, марокканец Тахар Эль Хухи, специалист из Южной Кореи Пак Хон Мо и другие.
От учений ощутимую пользу получила не только инициировавшая их международная организация, но и украинские структуры, ознакомившиеся с передовым опытом и современной аппаратурой и фактическими данными, которые можно будет сравнивать с результатами собственных наблюдений в тех же местах. Об этом говорили директор Государственного департамента Чернобыльской зоны отчуждения Сергей Вус, директор НПП «Чернобыльский радиоэкологический центр» Олег Бондаренко и его заместитель по мониторингу и научной работе Сергей Киреев.
— Мы намерены просить Постоянную комиссию, чтобы в дальнейшем подобные международные полевые учения регулярно проводить на территории Чернобыльской зоны, — сказал в заключение Сергей Вус.
… Участники и гости учений совершили экскурсии на смотровую площадку Чернобыльской АЭС, откуда виден ее четвертый блок, и в опустевший после катастрофы город Припять.