У КОСТЕРКА
Сайт для увлечённых людей

Водомет или гребной винт

26 ноября 2014 - Александр Нестеров
Водометный лодочный мотор, с завидной регулярностью, подвергается различного рода критике. Но, с уверенностью можно сказать, что резкая отрицательная критика, лишена оснований. А, если быть точнее, то, можно смело сказать, что водомет невозможно заменить во многих ситуациях.Одна из таких ситуаций — это, конечно же, все, что связано с мелководьем. Ведь водозаборник, или скимминг водометной насадки, выступает из-под днища на транце лодки, всего на пару сантиметров. Поэтому, на катере можно смело врываться на береговую территорию, не опасаясь за гребной винт. Ну и горные каменистые речки, это — явно его стихия.

Лучшее качество водометного лодочного мотора, использовано в десантно-штурмовых катерах многих стран. После плотного «скандинавского» стиля швартовки к отлогому берегу, сопло водомета перекрывается дефлектором и обратная струя, направленная к носу катера, позволяет уйти на открытую воду, подмывая корпус судна.

Водометный лодочный мотор не использует гребной винт, а значит, он полностью безопасен для находящихся в воде людей и животных, что объясняет его использование на многих спасательных катерах и лодках. Тем более, существует множество акваторий, где использование гребных винтов просто запрещено. Ну и, конечно, сложно представить гидроциклы с гребными винтами.

Водометные движители, используют, как правило (но, далеко не всегда), на глиссирующих лодках и катерах. Причем, их размер далеко не заканчивается  канадской алюминиевой плоскодонкой. Пассажирские паромы и военные катера — тоже входят в их число. И не просто так.

Распространенное заблуждение, что эффективность водомета гораздо ниже, чем гребного винта, проистекает из теоритического анализа 60-х годов, и просто было принято на веру. Впрочем, оно было развеяно в 90-х годах. Правда, речь идет в данном случае, о скоростях, свыше 25 узлов и не обо всех конструкциях. Проблема начального ускорения водометов постепенно решается введением технологических новшеств, одно из которых — изменяемый параметр входного и выходного каналов.

Что касается надежности лодочного мотора с водометной насадкой, то моторесурс самого двигателя, должен быть заведомо выше, чем у аналогичного винтового. Связано это с тем, что нагрузка на мотор  никак (почти) не изменяется, в зависимости от загрузки судна. В то время, как для лодочных моторов с гребными винтами, характерны такие явления, как недокрут или перекрут (когда нет возможности быстрой замены ГВ или смены шага лопастей).  Стоит отметить, что это применимо не ко всем моделям водометных лодочных моторов.

Распространенная ошибка любителей промчаться по мелководной горной реке с водометным лодочным мотором — забыть (или не знать) о том, что необходимо снять стопор дейдвуда с положения «задний ход». Впрочем, на любом подвеснике это необходимо делать, во избежание потери транца или редуктора ПЛМ, вашей любимой лодки, при втрече подводной части лодочного мотора с препятствием.
Справедливости ради, стоит сказать, что, на самом деле, мотание по мелководью с водометом, не так уж безболезненно для привода, как это позиционируется дилерами.  Можно легко поймать мелкий камень в водозаборник, а песок, который втречается с импеллером, работает, как хороший абразив. Вследствии последнего, диаметр импеллера постоянно уменьшается (а чашки импеллера — увеличивается), а это автоматически означает, что производительность привода довольно быстро будет падать.

В догонку к вышесказанному: водометный лодочный мотор, вопреки мифам,  с удовольствием засасывает в себя разный плавучий мусор. А вот, что бы от него избавиться (не всегда это требуется, конечно, часто, импеллер срабатывает, как блендер), необходимо разобрать насадку, что, по сравнению с гребным винтом, процедура не быстрая. Ведь, после того, как вы намотали на гребной винт какой-либо мусор, достаточно лишь включить заднюю передачу, что бы его очистить.

Если всерьез зарываться в гидродинамику и в потери для обоих вариантов привода, то сразу становится понятно, что эта тема весьма непростая. Слишком много зависимости от многих факторов, и еще больше останется неучтенных.  Поэтому, если ваш знакомый, не являясь экспертом — конструктором судовых приводов, смело рассуждает о недостатках или достоинствах водометных лодочных моторов, закрывайте на это глаза.

В заключение, можно сказать, что, множество тех же рыболовов, которые перешли с гребного винта на водомет, и громко высказывают его отрицательные стороны,  ни за что не хотят возвращаться к винтовому движителю.  Интеллектуальные системы управления, которые раньше были недоступны для потребителя, кардинально решают проблему   производительности водомета во всех режимах работы. Но это пока что доступно лишь на больших судах, специально спроектированных под водометный движитель.

Если учесть, что мы, до сих пор, топчемся на уровне простейшей механики, то, споры о механических движках будут идти вечно, на радость процветающим форумам.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 6242 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Ловить Фотографии Огурцы Осенью Город нячанг. вьетнам глазами туриста Овощей Огурцов Ловля Нло 2016 г Рецепт Сделать Таёжным Васильевич Морская Без Заготовки Югорские Баню Охота Все Рецепты на завтрак Зимой Путешествуем Фото Июля Леща Мототрансформер Сохранить Приготовить Лодочный Щуку Пвх Руками Снасти Маринованные Выращивание Рецепты для рождества Лодки Встречи Рыбалки Рыба Hangkai Зимней Под По Блюда из мяса Чай Рыбалке Воблер Компот Про Щуки Способы Валерьевич Оладьи Мотора Ловли Выбрать Сказки Рецепты Из Винограда Всем При Сентябрь Котлеты После Сергей Уход Анекдоты Простые рецепты Евгений Полезные К чаю Возжаев Сорам Рекам Лодочного Оригинальные рецепты Виды Особенности М. задорнов Судак Своими Ханты-мансийска Помидоры Или Спиннинг Сайта Хранение Zyd380 На Приманки Яньшин От Охоты 2018 г Для Советы Щука Зиму Горячие супы Надувная Блюда для детей Cheerson Белые Юмор Насадки Архива За Рыбалка Рыбы На скорую руку Об Пользователей Абхазии Рассады Рецепты на ужин Кефире Портала Секреты Фундамент Семейством Cx-22 Правильно Блины Выбор Лодка Первый Районе Ли 16 9.9 (15) л.с. Бани Костерка Прочее Теплице Город ня-чанг. вьетнам глазами туриста Мотор Такое Окуня Не Чем Зимняя Дома Что Перца Svat Как