Кабинет директора школы. Директор просматривает журнал.
Директор. — Ольгу ивановну.
Входит молодая учительница.
— Ольга ивановна, у меня в руках журнал. Опять двойка, и опять кочегаров.
Учительница. — А что я могу с ним сделать, сергей михайлович? Он идиот.
Д. — Идиот? Специальная комиссия проверяла его способности. Полноценен,
как вы и я.
У. — Но у меня нет сил с ним бороться. Честное слово. Он сам ничего не знает.
Подбивает других. Вчера с ним ушло двадцать человек. В зоопарк. Дразнить белого
медведя. Один упал в бассейн. Хорошо, что медведь спал. Я с ним не могу работать.
Д. — Это не разговор, ольга ивановна. Исключить его нам никто не даст.
У. — Но я не могу с ним… Это такой тип.
Д. — Родителей вызывали?
У. — Они работают на севере, отдыхают на юге. Я вызвала старшего брата.
Может быть, придет.
Д. — Может быть. Не может быть. Это не разговор. Педагог не может взять в
руки мальчишку. Идите, позовите сюда кочегарова.
Голос кочегарова (из-за двери). — Я здесь.
Появляется маленький злющий кочегаров. Учительница выходит. Директор
прохаживается по кабинету, посматривая на кочегарова, постукивает по столу.
Кочегаров тоже постукивает по столу.
Д. (Раздражается). — Так. Кочегаров. Так. Стой прямо. Не кривляйся. Долго мы с
тобой будем мучиться? Как ты думаешь?
К. — Год.
Д. — Ты — в седьмом. Так… (Постукивает по столу.)
Кочегаров тоже постукивает по столу.
Д. — Ну, давай по-хорошему. (Садится на стул.)
К. — Давайте.
Д. — Ты почему взорвал прибор "сообщающиеся сосуды"?
К. — А я больше не буду.
Д. — Уже все равно. Другого прибора нет.
К. — Ну, ладно.
Д. — Зачем ты намазал школьную доску стеарином?
К. — Чтоб мел не писал.
Д. — Я понимаю. Ты думаешь, одни дураки кругом. А зачем, чтоб мел не писал?
К. — А пусть не пишет.
Д. — Почему, чтоб не писал?
К. — Нет. Но почему он не должен писать?
К. — А пусть не пишет.
Д. — Да… Но почему?
К. — А так.
Д. — "А так"… Зачем ты преподавателю физики самуилу яковлевичу воды налил на стул?
К. — Я говорил, что он в теплом белье, а все говорили — нет.
Д. — Но он только к концу урока почувствовал.
К. — Значит...
Д. — Вот. Пожайлуста. Варит у тебя башка, кочегаров. Ты же виртуозные гадости
придумываешь. Почему я не могу встать со стула?.. Почему я не могу подняться,
кочегаров?
Кочегаров улыбается.
Сейчас же открепи. Я тебе… Ах, это гвоздь… Мда… Позоришь школу. И меня.
И ольгу ивановну.
Кочегаров манит пальцем директора и что-то шепчет ему на ухо.
Ты с ума сошел. У нее семья есть.
К. — А я вам говорю… (Шепчет.)
Д. — А я тебе… (Шепчет.) Понял? В колонию отдадим.
К. — Ну да.
Д. — Сидеть будешь в тюрьме. Срок отхватишь двадцать пять лет.
К. — Ну да.
Д. — Хлеб и воду будешь лакать.
К. — Да ну!
Д. — На холодном полу спать.
К. — Ну да.
Д. — Крысы кругом.
К. — Да ну!
Д. — Все. Довольно. Ты почему — два по геометрии?.. - Почему — два по геометрии?..
К. — Она меня спрашивала тупой угол, а сама тупой не задавала.
Д. — Не задавала?
К. — Не задавала.
Д. — Все. Выйди. Позови ольгу ивановну.
Кочегаров выходит, входит учительница.
Д. — Ольга ивановна, что же вы, сами не задавали, а сами спрашиваете?
У. — Ну как же не задавала? Задавала. (Смахивает слезинку.)
Д. — Перестаньте. Позовите кочегарова.
Учительница выходит, входит кочегаров.
Ты, кочегаров дурака не валяй. Она говорит, задавала.
К. — Задавала? А почему у меня в дневнике не записано?
Д. — Выйди. Позови.
Кочегаров выходит, входит учительница.
Ольга ивановна. Мальчик говорит, что вы не задавали.
У. — Задавала. Что же я, совсем уже?..
Д. — Слушайте, моя дорогая, задавали, не задавали — это ваше дело.
Он вас предупреждал, что не знает?
У. — Да.
Д. — А вы его спросили?
У. — А что я могла сделать — весь класс на меня смотрел.
Д. — И вы ему — два?
У. — А что я могла сделать?
Д. — На три нельзя было натянуть?
У. — У меня совесть какая-то есть… За что ему три, за что?
Д. — Родителей вызывали?
У. — Старший брат пришел.
Д. — Зовите всех сюда.
Учительница выходит, входят кочегаров и его старший брат.
Б. — Здравствуйте. Опять этот тип что-то натворил. (Бьет кочегарова по шее.)
К. — А-а.
Б. — Тихо… Как у него академуспеваемость?
Д. — Ужасно. По геометрии одни двойки. По физике.
Б. — Ясно. Подойди сюда...
К. — Убегу.
Б. — Никуда не убежишь. Будешь учиться. Будешь инженером, болван.
(Бьет кочегарова по шее.)
К. — А-а.
Д. — Не нужно так. Он мальчик неглупый. Вот и ольга ивановна говори т...
Б. — Это ольга ивановна?
Д. — Да.
Б. — Так… (Кочегарову.) Три рубля отдай. Кто сказал, что ольге ивановне на венок?.
А ну — трешку.
Д. — Постойте… Он что, на венок у вас взял?.. Ты взял?
Б. — Два раза брал, гад. Один раз ольге ивановне, другой раз...
(Смотрит на директора.)
Отдай шесть рублей. Кто сказал, что директор… От тифа… А?
Д. — Выйдите.
Братья выходят. Из-за двери крик: "А-а-а."
Он его убьет. Надо забрать кочегарова. Кочегаров!
Входит кочегаров. Крик за дверью продолжается.
Ну, давай по-хорошему. Ты же хороший, нормальный мальчик.
Кочегаров кивает.
Может быть, ты хочешь убежать?
Кочегаров всхлипывает и отрицательно качает головой.
Ты хочешь все-таки учиться?
Кочегаров кивает.
И именно в нашей школе? Может, ты сбежишь?.. Я тебе помогу.
Кочегаров отрицательно качает головой.
Ну, давай двойку исправлять. Сколько будет дважды два?
К. — Четыре.
Д. — Умница. Можешь, если хочешь. Теперь геометрия. Спрашивайте его, ольга ивановна.
У. — (Всхлипывая.) Чему равен квадрат гипотенузы? (После паузы) шурик, сынок,
подумай, сосредоточься.
Д. — (Шепчет.) Сумме квадратов.
К. — Сумме квадратов.
Д. — Правильно. Достаточно. Три.
К. — Четыре.
Д. — Что вы им задавали на завтра?
У. — Биссектрису угла.
Д. — Шурик, выучи завтрашний урок. Для меня. Это я тебя прошу. Для меня лично.
Ни для кого. Для меня.
К. — Я выучу, а она не спросит. У меня уже так было. Она уже так делала.
Д. — Спросит, спросит. Запомни, кочегаров, получишь еще одну двойку исключу,
и ни в какую школу не возьмут. Иди.
Кочегаров выходит.
А вы, ольга ивановна, поставите еще одну двойку — уволю, и ни в какую школу...
Вы это знаете… Идите.
Учительница выходит.
(Садится на стул. Под ним что-то взрывается.)
Кочегарроф.