ПОЧЕМУ ВОДА ВЛАЖНАЯ
Сказка речных спасаев
Давным-давно, когда солнце в Африке было небольшим и холодным, вода была сухая. Без вкуса, без цвета, без запаха. Ни звери, ни люди не замечали воду и не приходили к ней, чтобы напиться или утонуть...
---
Тогда вода побежала к богу воды Тю-Тю и взмолилась, говоря: "О, мой бог Тю-Тю! Я — вода, но я сухая, никто не придет ко мне, чтобы попить или поймать во мне рыбу или бегемота! О бог воды, помоги мне! Я вода, но я сухая, и никто не замечает меня, не набирает меня в кувшины, чтобы промочить горло или набедренную повязку! О мой бог!.." и т. д.
---
И так говорила вода с богом восемь лун. На исходе восьмой луны бог не выдержал назойливых приставаний и в сердцах воскликнул: "Тьфу ты!"
---
С тех пор вода влажная.
ПОЧЕМУ СЛОНЫ СПЯТ СТОЯ
Сказка народа зуду
---
Давным-давно слоны были волосатые и спали лежа. Прямо, вот как ты сейчас — на правом боку, хобот набок.
---
И вот однажды ночью, когда все слоны спали, начался ледниковый период, и на слонов выпал толстый слой атмосферного льда. Те слоны, которые спали лежа, не успели оглянуться, как попали в вечную мерзлоту.
---
А те слоны, которые этой ночью не спали (паслись во вторую смену, возвращались поздно домой, засиделись с друзьями у водопоя), успели убежать в жаркую Африку и там отогрелись.
---
Вот с тех пор эти мудрые слоны всегда начеку, держат хобот пистолетом, а спят только стоя. Или сидя, или лежа, но по очереди (дежурного оставляют).
ПОЧЕМУ У МУРАВЬЕДА ДЛИННЫЙ НОС
Сказка народа вертухаи
---
Давным-давно нос у муравьеда был короткий-короткий, а иногда его даже совсем не было.
---
И за это муравьеда все били. — Дядюшка Павиан бил его ногами и большими красными мозолями, Дядюшка Жираф хлестал его шеей, а Тетушка Бегемотиха просто с размаху садилась на незадачливого племянника.
---
А еще муравьед ко всем приставал с одним и тем же вопросом: "Скажите, а что кушает на обед муравей?"
---
И вот однажды муравьед вышел на берег Нила и увидел огромный муравейник. Он нагнулся, чтобы задать свой любимый вопрос, а муравьи схватили его и потащили к себе в муравейник. Но Муравьед был толстый (он питался одними бататовыми чипсами и банановым пивом) и не пролез к муравьям в дырочку.
---
А нос ему муравьи тогда капитально оттянули, на века!
---
С тех пор прошло много лет.
ПОЧЕМУ В ДЕРЕВУШКЕ ШУБИДУБУ НИКОГО НЕТ
Сказка бугивуги
---
Давным-давно всем в Африке заправлял страшный бог Мзда.
---
Пришли как-то к нему жители деревушки Шубидубу попросить кой-чего. Кажется, дискотеку провести у них в деревушке.
---
А Мзда их всех поглотил. Сожрал. Такая была традиция, оказывается, тогда в Африке — тех, кто приходил с подобными просьбами, Мзда, хочешь-не хочешь, а должен был съесть. Согласно законам гостеприимства. А отказываться нельзя — гости обидятся. Вот Мзда никому и не отказывал. Мягкий, культурный был бог.
---
Вот, с тех пор в деревушке Шубидубу никого нет.
---
А дискотеку в этой деревушке все-таки провели наши, советские специалисты.
ПОЧЕМУ У НЕГРА ГУЗКА ЧЕРНАЯ
Сказка народа мгу
---
В давние-давние времена гузка у негра была красная, и ее было хорошо видно насекомым, шакалам, крокодилам, львам, которые постоянно кусали негра. Надоела негру такая жизнь, пошел он к советским строителям, которые делали у него на хижине мягкую кровлю, и опустил гузку в котел с горячим битумом...
---
Страшным криком огласилась саванна!
---
Но зато с тех пор гузка у негра черная, а глаза выпученные.
КАК ОДИН НЕГР ЖИРАФА ПОДКОВАЛ
Сказка племени пту
---
В одной деревне жил негр-кузнец. Все в его руках спорилось, все получалось. Руки у него были — черно-золотые. Поймает он зебру, подкует ее бамбуковыми подковами и отпустит. Поймает носорога, подкует, отпустит. Поймает вошь или гниду — подкует, отпустит...
---
Все жители селения дивились его искусству, спрашивали друг друга: "Зачем кузнец это делает?" И его тоже спрашивали. А кузнец не отвечает, потому что немой.
---
Все животные в округе подкованные ходят, по ночам спать мешают, а кузнецу хоть бы что, потому что он еще и глухой. И решило племя убить кузнеца. Сын вождя переоделся жирафом и пошел к кузнецу...
---
Вот так кузнец-негр подковал жирафа.
ПОЧЕМУ ЗЕМЛЯ НЕМНОГО С ПОЛЮСОВ ПРИПЛЮСНУТАЯ
Сказка бушменов
---
Давным-давно, в незапамятные времена Земля была абсолютно круглая.
---
И это было очень неудобно, потому что с нее все скатывалось.
---
Тогда все звери и негры собрались и пошли к верховному богу Ньяма-на-Ньебе и попросили его, говоря: "Земля у нас абсолютно круглая, и это очень неудобно, мы с нее все время спадываем. Сделай что-нибудь!"
---
Ньяма-на-Ньебе решил сплющить Землю и приделать к ней ножки наподобие табуретки. Схватил он Землю за полюса и стал давить, но руки Ньямы-на-Ньебе были непривычны к снегу и льду, быстро посинели и отпали.
---
Тогда он бросил Землю на пол и ушел к себе в хижину есть баунти и пить краш. Потому что краш — это жизнь.
---
Звери и негры тоже ушли каждый в свою хижину есть баунти и пить краш. Вот почему Земля не абсолютно круглая, а немного приплюснутая.
---
ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ПОНИМАЮТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА
Сказка пигмеев
---
Давным-давно, когда Килиманджаро была всего лишь маленьким холмиком, в одной деревне жил маленький ребенок, который понимал человеческий язык.
---
Скажут ему: "Вставай!", он встает. Скажут: "Почисти зубы!", он чистит. Скажут: "Подбери сопли!" — он идет и подбирает.
---
Время шло. Мальчик вырос, состарился и умер. Вот.
---
Вот с тех пор, по-моему, дети перестали понимать человеческий язык, и их приходится постоянно шпынять, ругать, а иногда даже бить, чтобы хоть как-то поддержать свой родительский авторитет.
---
ПОЧЕМУ У ЖЕНЩИНЫ НЕ ДЕСЯТЬ РУК
Сказка племени эмансипайя
---
Раньше у женщины было десять рук, и она могла одновременно воспитывать детей, готовить еду, ласкать мужа, ковырять в носу и играть натамтаме.
---
Но однажды мужу надоело, что жена все время играет на тамтаме, и он отрубил ей две руки. Потом ему надоело, что жена его все время ласкает, и он отрубил ей еще две руки. Потом ему надоело, что она все время воспитывает детей, а его не ласкает, и он отрубил ей еще две руки.
---
С тех пор у женщины четыре руки.
---
ПОЧЕМУ В АФРИКЕ ДНЕМ СВЕТЛО, А НОЧЬЮ — ТЕМНО
Сказка народа сото
---
Когда-то, давным-давно, днем в Африке было темно, а ночью — светло.
---
Спят сото ночью, а солнце нещадно в глаза светит, уснуть мешает. А днем сото впотьмах охотились, земледелием занимались. Тыщу лет так жили, а потом призадумались: как-то мы, сото, не так живем. Сколько уже тысяч сото искалечилось в темноте. То в яму упадут, то в дерево врежутся.
---
И обратились они к богу Ситизену: как быть?
---
На это им Ситизен сказал:
---
-Товарищи! Вы неумело пользуетесь часами, дарованными Мной вам. Вот с нуля часов что начинается?
---
— День, — говорили люди, — а с двенадцати — ночь.
---
— Наоборот, — говорит бог, — Вот и двадцать три часа пропикало, пора спать!
---
С тех пор в Африке ночью очень темно, а днем — очень светло.
---
ПОЧЕМУ В АФРИКЕ ВСЕ НОРМАЛЬНО
Сказка кусипуси
---
Давным-давно в Африке не все было нормально. Был апартеид, голод, холод… Но однажды главный колдун племени кусипуси опустил руки к богу Земли и попросил, чтобы все было нормально.
---
Вот с тех пор в Африке все нормально.
---
ВОЛШЕБНАЯ КАЛЕБАСА
Сказка бухуси
---
Собрались как-то три юноши из племени бухуси выпить муравьиного спирта. Собрали они три пригоршни ракушек и послали самого молодого юношу Мбу, быстроногого как антилопа гну, чтобы он купил три калебасы муравьиного спирта.
---
Долго шел быстроногий Мба до коммерческой хижины, три набедренных повязки износил, три мозоли натер, пришел, а там — три часа! Перерыв!
---
Не испугался храбрый Мба, дождался, пока перерыв кончится и купил калебасы со спиртом. А калебасы те были волшебные!
---
Н-да...
---
На обратном пути Мба испытал сильную жажду, не удержался и выпил одну калебасу. И тут же очутился в канаве! Выпил вторую калебасу — и очутился на вокзале! Выпил третью калебасу и остался на вокзале навсегда!
---
Вот с тех пор Мба живет на вокзале, а друзья и родственники из племени бухуси навещают его, чтобы вместе с ним отведать спирта из волшебной калебасы.
---
ПОЧЕМУ ГОРА КИЛИМАНДЖАРО НАЗЫВАЕТСЯ КИЛИМАНДЖАРО
Сказка бабуси
---
Было это давно. У подножия самой высокой горы жило племя. И не было у горы имени, а у племени было — бабуси. И говорили они на бабусьском языке, очень простом и понятном. Но было в бабусьском языке слово, значение которого было потеряно еще предками. Звучало оно так: "гамбамуно".
---
И вот собралось племя бабусей на вече решать, как гору назвать. И самый мудрый бабусь сказал: "Назовем ее Гамбамуно!" И все бабуси поддержали его. Но вождь задумался и сказал: "А Килиманджаро?" (что означает "А почему Гамбамуно?")
---
И все бабуси поддержали вождя. Конечно, мудрость мудростью, но реальная власть все же в руках у вождя. С тех пор гора и называется Килиманджаро. А слово "гамбамуно", да и самих бабусей уже нигде не встретишь, разве что в этой сказке.
---
Тут и сказочке конец, а кто не слушал — тот гамбамуно.
---